Новости Республики Коми | Комиинформ

Республике Коми нужен закон о патронаже - итоги мониторинга, проведенного Агентством Коми по соцразвитию

Республике Коми нужен закон о патронаже - итоги мониторинга, проведенного Агентством Коми по соцразвитию
Республике Коми нужен закон о патронаже - итоги мониторинга, проведенного Агентством Коми по соцразвитию
logo



В Коми 101 семья фактически осуществляет уход за 103 престарелыми гражданами и инвалидами. Опекуны и опекаемые родственными узами не связаны, тем не менее, 22 семьи живут вместе со своими подопечными. Таковы результаты мониторинга, проведенного Агентством Коми по социальному развитию в рамках доработки проекта республиканского закона "О дополнительных социальных гарантиях в Республике Коми некоторым категориям граждан, осуществляющим уход за престарелыми и инвалидами", названного населением законом "о патронаже".

Как сообщили "Комиинформу" в пресс-службе социального ведомства, мониторинг проводился путем анкетирования. Целью исследования было определение количества граждан, потенциально готовых за вознаграждение принять в свою семью пожилого человека или инвалида, не являющегося для семьи родственником, ухаживать за этим человеком и помогать ему. Другая задача мониторинга состояла в том, чтобы выяснить, сколько пенсионеров и граждан с ограниченными возможностями желают воспользоваться такими услугами.

Результаты анкетирования тысячи трудоспособных респондентов из всех муниципальных образований республики свидетельствуют о том, что обязательства по уходу и помощи за пожилым или инвалидом согласны принять на себя 203 человека, то есть пятая часть опрошенных. При этом 146 человек выразили полную готовность оказывать услуги патронажа. Возрастной диапазон согласных оказался достаточно широким - от 31 года до 60 лет. Жители сельской местности заявляли о желании включиться в такой вид деятельности в два раза чаще горожан. Женщины высказывались "за" активнее мужчин. У граждан со средним и средне-специальным образованием возможность оказывать услуги "патронажа" вызвала большую заинтересованность, чем у людей, имеющих дипломы вузов. Чаще других согласие ухаживать за пожилыми и инвалидами выражали безработные респонденты, для них предусмотренное законопроектом вознаграждение - источник стабильного ежемесячного дохода.

Вместе с тем, анализ результатов мониторинга позволяет утверждать, что гуманистические мотивы, такие как желание оказать помощь, сочувствие и долг (71%), в решении принять обязательства по уходу за нетрудоспособными значительно доминируют над возможностью получения материальной выгоды (27,4%).

О необходимости принятия проекта закона "о патронаже" свидетельствуют и результаты опроса инвалидов и пожилых людей. При этом анкетирование проводилось как среди тех, кто ожидает своей очереди на устройство в интернат, так и среди тех, кто уже туда устроен. Из 815 нетрудоспособных респондентов желание получать уход со стороны трудоспособных граждан выразили 277 человек.

Результаты мониторинга показали, что для граждан, проживающих в учреждениях соцзащиты, установившиеся в сообществе пенсионеров и инвалидов социальные связи ценнее возможности получать уход в домашних условиях. Эти респонденты отрицательный ответ на получение альтернативной услуги мотивировали кратко - "нравится проживание в стационарных условиях". Согласие воспользоваться патронажем выразили 33,6% опрошенных жильцов учреждений. Среди ожидающих путевки в стационары соцзащиты новая услуга принималась с большим энтузиазмом, к ней готовы 40 % респондентов.