Новости Республики Коми | Комиинформ

Интервью заместителя начальника отдела организации работы подразделения по делам несовершеннолетних УОД УУМ и ППДН МВД по Коми Александры Линушкиной агентству "Комиинформ"

Интервью заместителя начальника отдела организации работы подразделения по делам несовершеннолетних УОД УУМ и ППДН МВД по Коми Александры Линушкиной агентству "Комиинформ"
Интервью заместителя начальника отдела организации работы подразделения по делам несовершеннолетних УОД УУМ и ППДН МВД по Коми Александры Линушкиной агентству "Комиинформ"
logo
31 мая российской Службе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних исполняется 73 года.  Накануне профессионального праздника корреспондент агентства "Комиинформ" побеседовал с начальником отдела организации работы подразделения по делам несовершеннолетних УОД УУМ и ППДН МВД по Коми   Александрой Линушкиной.

- Александра Васильевна, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - работа трудоемкая, сложная и ответственная. Мы знаем, что у сотрудников ППДН весь год расписан буквально по минутам: ежемесячно проводятся акции и профилактические мероприятия, ежедневно – работа с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Расскажите, какие мероприятия запланированы на летний период?

- На данный момент мы приступили к реализации целого комплекса профилактических мероприятий под условным названием "Подросток". Работа началась еще с 19 мая, и закончится лишь 30 сентября. Четыре с половиной месяца – достаточно длительный срок, но он продиктован жизненной необходимостью. Ведь нас интересует, насколько спокойно пройдут последние звонки, выпускные вечера,  интересует организация летнего труда и отдыха детей и подростков. Мы стремимся, чтобы во время проведения сельхозработ с участием подростков соблюдался порядок, а также, чтобы все отдохнувшие дети вернулись в сентябре в школы и училища. 

- Вы упомянули о последних звонках, которые уже позади. Насколько спокойно они прошли в республике?

- Последние звонки прошли без крупных чрезвычайных происшествий и нарушений общественного порядка. Считаю, что здесь сыграли свою роль многие факторы. Министерство образования и высшей школы Коми разработали хорошую программу проведения последних звонков в учебных заведениях. Нас услышали в Министерстве культуры республики: были организованы различные мероприятия для выпускников, в том числе и  в вечернее время. Ну и, конечно, свою лепту внесли усиленные наряды милиции. Надеюсь, что и выпускные вечера, которые начнут отмечать буквально со следующей недели, пройдут без особых происшествий.

- Еще одно направление операции "Подросток" - профилактическая работа в оздоровительных детских лагерях, которые начнут принимать первых отдыхающих в ближайшее время. Что нового в этом году появится в работе с детьми, отдыхающими под Сыктывкаром?

-  Летом подростки и дети будут заняты на оздоровительных площадках при школах, в трудовых отрядах и бригадах. Кроме того, ребята из многих районов республики  приедут отдохнуть в стационарных лагерях: "Чайка", "Северная Зорька", "Мечта", "Гренада", "Олимп", а также на базах труда и отдыха "Шыладор" и "Межадор".  Мы усовершенствуем нашу профилактическую работу, которую будем проводить в тесном сотрудничестве со специалистами Республиканского центра детско-юношеского туризма,  Министерства образования и высшей школы Коми, Агентства республики по социальному развитию, Агентства по физической культуре, спорту и туризму региона. В первую очередь, учитывая, что на отдых в оздоровительные лагеря приезжают дети из Ижемского, Усть-Цилемского, Койгородского и других районов, у которых нет возможности встретиться на месте со многими специалистами, мы – республиканские субъекты профилактики - организуем для них беседы с компетентными и опытными специалистами всех социальных служб.

Повышенное внимание будет уделяться тем оздоровительным детским лагерям, где будут отдыхать воспитанники детских домов и интернатов, это "Чайка", "Северная Зорька" и "Межадор". Раньше наблюдалась масса случаев, когда ребята самовольного покидали территорию лагеря. Пока дети бродяжничали, они совершали преступления и правонарушения, бывало, что и в отношении них самих совершались преступные действия.  Чтобы этого избежать, мы будем командировать в эти лагеря инспекторов по делам несовершеннолетних и участковых в составе 11 человек. Для нас это много, почти 10 процентов личного состава подразделения по делам несовершеннолетних. Но мы идем на такой шаг.

Стоит отметить, что контролировать обстановку в лагерях будут на самом серьезном уровне: каждый вечер инспектора будут отзваниваться и сообщать о том, как прошел день. Кроме того, в лагеря будут приезжать комиссии, в состав которых войдут как наши представители, так и специалисты социальных ведомств. В течение лета мы планируем посетить места массового детского отдыха как минимум 10 раз. И конечно, если в лагере возникнет чрезвычайная ситуация, например, пропадет ребенок, к его поиску в оперативном порядке подключат патрульно-постовую службу и ДПС. В прошлом году юных "бегунков" находили достаточно быстро, они не успевали далеко уйти и совершить преступление или правонарушение. Оперативная статистика показывает, что летом количество преступлений с участием детей снижается.

- Снижается ли количество детей, которые не приступают к учебе в начале сентября?

-  Операция "Контакт" проводится в республике с 2001 года. За это время показатель по "прогульщикам" улучшился ровно в два раза. Раньше от учебы уклонялись более тысячи детей и подростков, в сентябре прошлого года мы нашли 500 детей, которые не вышли вовремя на учебу. Почему дети не идут учиться? По разным причинам: некоторые дети в сентябре активно зарабатывают деньги на весь последующий год, стараются прокормить себя и семью, собирая грибы и ягоды. Кому-то просто лень идти в школу, а бывают и такие случаи, когда родители, злоупотребляющие спиртными напитками, попросту забывают, что у ребенка, иногда даже первоклассника,  начался учебный год.

            Ежегодно мы получаем сведения со всех школ республики о тех ребятах, которые не приступили к учебе. Наша задача разобраться в причинах, почему ребенок не посещает уроки, и если надо – помочь. Действовать мы можем по-разному: где-то уговорами и беседами, а где-то и привлечением к ответственности родителей. Мы держим ситуацию под контролем и настроены, в тесном сотрудничестве с педагогами, вернуть детей в школы.

- Как в целом обстоят дела с детской преступностью в регионе?

- В этом году наблюдается снижение преступности на 24 %. Кто-то скажет, что это случайность, а мы считаем, что это результат совместной работы всех субъектов профилактики. Мы стараемся влиять на детскую преступность, выясняем причины и условия совершения правонарушения и ведем планомерную работу по исправлению ситуации.

За четыре месяца этого года окончено расследованием и направлено в суд 568 уголовных дел, за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял 753 уголовных дела. Много лет мы работали над снижением агрессивности среди несовершеннолетних. Сегодня можно твердо сказать, что определенные результаты достигнуты. Снизилось число убийств, совершенных подростками. В этом году было зафиксировано 1 убийство, за четыре месяца прошлого года  -  4. Сократилось число преступлений с причинением тяжкого вреда здоровью: в этом году совершено 13 преступлений, в прошлом – 19. На 29 % снизились показатели по кражам, на 43 %  - по грабежам, на 41 % - по разбоям и разбойным нападениям. По росту показателей можно отметить только угоны. За четыре месяца этого года несовершеннолетними угнано 39 автомобилей, за аналогичный период прошлого года  – 24.  

На сегодня на учете в республиканских подразделениях по делам несовершеннолетних стоит 2 тысячи 465 малолетних правонарушителей. Из них  466 подростков, или 19%, имеют судимость, 15 человек - вернулись из воспитательных колоний, 290 - находятся под следствием, 570 детей совершили административное правонарушение, причем чаще всего в состоянии алкогольного опьянения. Остальные дети, а если быть точнее – это 831 ребенок, совершили преступление, не достигнув возраста привлечения к уголовной ответственности.

- Бытует мнение, что чаще всего преступления совершают дети из неблагополучных семей…

- Я бы так не сказала. У нас есть данные о том, в каких семьях воспитываются наши "подучетники". Из 2 тысяч 465 детей – 980 ребят, или 40%, воспитываются в неполных семьях. Но это не говорит о том, что они неблагополучные. В крайне неблагополучных воспитываются всего лишь 317 человек, что составляет только 13% от общего числа.  

Остальные воспитываются в материально обеспеченных и внешне благополучных семьях. Если какие-то причины побудили ребенка преступить закон, значит благополучие в семье  действительно внешнее.

- Вас не настораживает количество детей, совершающих правонарушения в состоянии алкогольного опьянения?

- Нас действительно очень беспокоит этот вопрос. В республике особенно бурно развивается пивной алкоголизм. Дети считают, что пиво мало чем отличается от лимонада, минералки и других прохладительных напитков. Сегодня на учете стоит 294 ребенка, злоупотребляющих пивом, из них 130 были выявлены за последние четыре месяца. Еще 135 ребят - злоупотребляют крепкими спиртными напитками, 48 из них   поставлены на учет уже в этом году. Пьяные дети всегда составляют группу риска,  они не контролируют свое поведение, нередко совершают страшные преступления. С наступлением летней жары многие начнут выбираться на природу, на пляжи. Сколько из них пойдут купаться в нетрезвом виде, и сколько выберутся на берег – сложно предположить

- Как же работать с такими детьми? Отправлять на принудительное лечение?

- Такого понятие, как принудительно лечение, уже не существует. Решение о принудительном лечении может принять только суд, и только в том случае, если ребенок признан хроническим алкоголиком. В остальных случаях ребенка до 15 лет можно направить на лечение только с согласия родителей,  старше 15 – с согласия самого ребенка. Теперь представьте, кто из детей признает себя хроническим алкоголиком в 16 -17 лет и согласится лечиться от алкоголизма?  Практика показывает, что  добровольность обращения за наркологической помощью пока себя не оправдывает. Да, мы можем накладывать штрафы на родителей, можем проводить беседы с ребенком, но эти рычаги воздействия действенны только в том случае, если в семье не потеряно уважение ребенка к родителям, и родителей – к ребенку.

В семьях, где нет таких отношений, детям не стыдно нарушать закон и подводить своих родителей, там очень сложно справиться с проблемой детского алкоголизма.

- А насколько открыто идут на контакт с работниками социальных служб и инспекции по делам несовершеннолетних сами родители?

- Очень часто родители обращаются за помощью к нашим специалистам уже тогда, когда исправить ситуацию более чем просто сложно. Когда ребенок уже стал сильно зависимым, когда начал поднимать руку на родителей, когда из дома начинают пропадать деньги и вещи – только тогда родители признают, что им нужна помощь. Так происходит потому, что одним сложно признать, что все, что вкладывалось в ребенка, не получило нужной отдачи, другим - что, работая на карьеру, зарабатывая деньги и авторитет  в обществе, не уделяли должного внимания ребенку.  Когда сотрудник по делам несовершеннолетних входит в такую семью, ему приходится сталкиваться с агрессией со стороны родителей. Хотя решать возникшую проблему с помощью квалифицированного специалиста – это не стыдно, это правильно.

- Сколько же  всего специалистов работает в республиканских подразделениях по делам несовершеннолетних?

- Вы коснулись самой большой для нас проблемы. На сегодня у нас работает всего 119 инспекторов. У нас есть районы, в которых работает всего 1 инспектор. Конечно, дети и родители привыкают к нему, но когда этот человек выходит в отпуск или на больничный – возникает своеобразный вакуум. Ребята не знают, к кому обратится со своими проблемами, кто может им помочь в той или иной ситуации, получается, что "подучетные" остаются полностью без присмотра.

            Можно сказать, что наши сотрудники – энтузиасты своей работы. Ведь на нас лежит ответственность за подрастающее поколение. Чтобы работать с детьми, нужны специальные знания,   необходимы время, опыт, бесконечные повышения квалификации, самоподготовка, самообразование и много чего другого. Инспектор, работающий с детьми и подростками, обязан быть педагогом и психологом, но при этом не забывать, что он милиционер. Необходимо выбрать такую форму общения, чтобы завоевать авторитет детей и их родителей, но при этом не оттолкнуть и не запугать.

 Нам есть над чем работать, и есть к чему стремится. Мы приложим все усилия,  чтобы результаты, достигнутые на сегодняшний день, в будущем только улучшались. И конечно, надеемся на активную позицию родителей. Без их участия в судьбе ребенка  свести детскую преступность к минимуму просто не возможно.

Беседовала Александра КРАСНОВА.