Новости Республики Коми | Комиинформ

Глава Коми предложил Совету Федерации пересмотреть принцип федерального финансирования регионов

Глава Коми предложил Совету Федерации пересмотреть принцип федерального финансирования регионов
Глава Коми предложил Совету Федерации пересмотреть принцип федерального финансирования регионов
logo
Глава Коми предложил Совету Федерации пересмотреть принцип федерального финансирования регионов
Фото Совета Федерации РФ

Глава Коми Владимир Уйба выступил с докладом в Совете Федерации, где поднял важные для всех северных территорий вопросы.

На расширенном заседании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам с участием представителей органов государственной власти республики В.Уйба рассказал о росте расходных обязательств регионального бюджета в связи с решениями, принятыми на федеральном уровне; снижении собственных доходов бюджета в связи с отменой института консолидированных групп налогоплательщиков; сокращении безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Вопросы, которые Коми предложила включить в повестку заседания Комитета, впервые рассматриваются на столь высоком уровне.

Как напомнил глава, Коми традиционно относится к ресурсодобывающим регионам и обеспечивает стабильное пополнение бюджета страны, а также наполнение экономики энергетическими, лесными и многими другими ресурсами.

p4o_-VKCmc4.jpg

Коми обеспечивает поступление значительного объема налоговых доходов в бюджет России, по этому показателю являясь лидером среди субъектов-соседей – Архангельской, Вологодской, Кировской и Мурманской областей. В 2023 году в республике собрано налоговых доходов в сумме 511,9 млрд рублей, 21 % (108,2 млрд рублей) поступило в консолидированный бюджет Коми. 

В 2021 году разработан план по диверсификации экономики, включающий в себя реализацию 50 инвестиционных проектов.

Общий объем доходов консолидированного бюджета Коми в 2023 году составил 131,2 млрд рублей, что ниже уровня 2022 года на 13,7 млрд рублей или на 9,4%. Основная причина снижения доходов – уменьшение налоговых и неналоговых поступлений на 5,4% (на 6,5 млрд рублей).

Это обусловлено уменьшением поступлений налога на прибыль организаций на 24,4% (на 11,9 млрд рублей) по причине снижения среднего уровня цен на нефть, сокращения экспорта газа, роста затрат на логистику, а также отмены института КГН с 01.01.2023.

Также произошло снижение безвозмездных поступлений на 31,2% (на 7,1 млрд рублей), в том числе из федерального бюджета на 22,9 % (на 4,3 млрд рублей).

Расходы консолидированного бюджета республики в свою очередь в 2023 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 5,2 млрд рублей. Большая часть расходов приходится на социальную сферу.

Размер госдолга республики по итогам 2023 года составил 30,4 млрд рублей, что на 14 млрд меньше планируемого предельного значения. Также изменилась его структура в пользу бюджетных кредитов.

l8S3xo_8NOI.jpg

В 2023 году объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета "за минусом" субвенций на осуществление федеральных полномочий составил 12,2 млрд рублей, что меньше уровня 2022 года на 18 % или на 2,7 млрд рублей. В 2024 году объем указанных трансфертов планируется уже на уровне 10,3 млрд рублей, то есть, со снижением к 2023 году на 15 %.

При самой большой площади из рассматриваемых регионов у Республики Коми доля расходов на дорожную отрасль самая низкая.

"Низкая обеспеченность качественной дорожной инфраструктурой, а порой полное ее отсутствие требует значительных расходов, чтобы обеспечить людей транспортной доступностью, а это авиа и жд перевозки которые мы обязаны субсидировать, - пояснил В.Уйба. - Учитывая значительное количество труднодоступных населенных пунктов в районе Крайнего Севера мы несем увеличенные расходы в сфере образования, здравоохранения, социальной сферы по сравнению с центральной Россией".

Для Коми, как и для других серверных регионов, характерна высокая изношенность жилищно-коммунальной инфраструктуры из-за низких температур, что влияет на повышенные бюджетные расходы.

На 2024 год доходы консолидированного бюджета Коми запланированы в объеме 116 млрд рублей, что ниже поступивших в 2023 году, на 14,1 млрд или на 11,5%, это обусловлено планируемым уменьшением доходов в связи с отменой с 1 января 2023 года института КГН и снижением доли перераспределяемого налога бывших участников КГН. 

Расходы составят по плану 139,8 млрд рублей, что выше уровня 2023 года, на 4,5 млрд рублей или на 3,3%.

Возникнут дополнительные расходы в связи с увеличен МРОТ на 18,5%, а также прогнозируемым увеличением трудового дохода на 8% требует предусмотреть как минимум 3,7 млрд дополнительных поступлений. 

"Наметилась тревожная тенденция снижения федерального финансирования, а также наблюдается общее снижение объемов финансовой помощи республике, - заметил В.Уйба. -  При этом только на первоочередные расходы недостаток средств региона составляет 12 млрд руб. Факторы, характерные для северных регионов, недостаточно учитываются в методике распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов". 

В.Уйба предложил рассмотреть корректировки в методике. В частности, при расчете индексов бюджетных расходов увеличить в 1,5 раза расчетный удельный вес расходов на ЖКХ и коммунальные услуги.  

Кроме того, включить в правила определение расчетного объема расходных обязательств субъекта и муниципальных образований. Показатель, учитывающий долю свободного муниципального жилищного фонда и расходы на его содержание, а также показатель, учитывающий установление льготных тарифов. 

Глава Коми попросил СФ поддержать предложения региона и ходатайствовать перед правительством РФ:

- об уточнении методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации с целью учета в полном объеме особенностей регионов, входящих в Арктическую зону;

- о предоставлении дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда бюджетников в объёме не ниже 2022 года, при этом исключив для субъектов Арктической зоны из условий предоставления дотации критерий непревышения уровня бюджетной обеспеченности;

- об увеличении объема субсидий регионам на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями;

- о софинансировании расходных обязательств в рамках национальных проектов.