Новости Республики Коми | Комиинформ

Фольклористы изучают духовную культуру ижемских коми в ненецкой тундре

Фольклористы изучают духовную культуру ижемских коми в ненецкой тундре
Фольклористы изучают духовную культуру ижемских коми в ненецкой тундре
logo
Фольклористы изучают духовную культуру ижемских коми в ненецкой тундре
Фото Алексея Рассыхаева

Второй год подряд в Ненецком автономном округе проводятся полевые исследования духовной культуры ижемских коми. Они организованы Этнокультурным центром НАО в рамках проекта "Коми олӧм", инициированного заведующей коми отделом Ольгой Коцюбанской.

В составе фольклорно-этнографического отряда - О.Коцюбанская и приглашенные специалисты из Института языка, литературы и истории Коми научного центра – кандидат филологических наук, фольклорист Алексей Рассыхаев и кандидат исторических наук, этнограф Владимир Шарапов. В начале июня 2014 г. ученые собирали материал по традиционной духовной культуре ижемских коми в деревне Волоковая, в конце 2015 г. – в поселке Каратайка.

Как рассказал "Комиинформу" А.Рассыхаев, часть материалов прошлогодней экспедиции вошла в сборник фольклорных текстов "Фольклор ижемских коми в Ненецком автономном округе".

DSCF7646.JPG

Ижемская фольклорная традиция поселка Каратайка никогда ранее не была исследована специалистами традиционной духовной культуры. К настоящему времени в полутысячном поселке проживает около ста коми, многие из них прекрасно владеют родным языком. Населенный пункт, по сведениям информантов, был основан в начале 1930-х годов пожилыми ижемскими оленеводами из артели "Кочевник", перешедшими на осёдлость. В эту артель вошли пастухи стада одного из самых богатых оленеводов (называют имя Федул Федь), перераспределившего своих оленей между бывшими батраками. Первоначально жители обосновались на берегу реки Каратайка, жили в чумах, но после весеннего затопления решили перебраться на более высокое место. Таким участком оказался кряж в нескольких километрах от прежней стоянки на берегу реки Янгарей. Хотя поселок официально именуется Каратайкой, оленеводы в разговорах между собой часто его называют Янгарей. По рассказам, первыми в поселок заселились Каневы и Рочевы.

DSCF7887.JPG

В Каратайке многие женщины занимаются обработкой оленьих шкур и изготовлением из них одежды и обуви – пим, бурок, тапочек, малицы, а мужчины – оленеводством, рыболовством и охотой. Сбор материалов по этим темам стали приоритетными при изучении локальной традиции. С большим интересом были исследованы орнаменты на народной одежде, покрой, обработка оленьих шкур, народная терминология.

В экспедиции зафиксированы также сведения по похоронно-поминальной, свадебной и родильной обрядностям, народным играм. Наши собеседницы рассказывали, что в 1950-е годы они выходили замуж по старинным коми обычаям: к их родителям приходили сваты, жених преподносил подарки, невесте готовили приданое, невесту оплакивали причитальщицы и через ритуальные действия передавали жениху. В поселке с сожалением отметили, что сейчас всего несколько ижемок в селе носят традиционную прическу замужних женщин ("бабаюр") и ходят в ижемских сарафанах.

Участников экспедиции интересовала система питания оленеводов, которым во время кочевий редко удавалось полноценно питаться. Записаны условия сбора и хранения, рецепты приготовления блюд из дикоросов, рыбы и оленьего мяса; запреты, приметы и предписания, связанные с пищей. Информанты единодушно подтверждают, что в отличие от ненцев ижемцы не ели сырое оленье мясо, но мужчины иногда могли выпить оленью кровь.

Весьма интересны фольклорные материалы по символическому освоению кочевыми коми оленеводами тундрового пространства. Первопоселенцы ежегодно весной проводили омывание икон в озерце Ярейты близ Каратайки. Ныне озеро называют святым, а воду используют для питья.

В 2016 г. полевые исследования в Ненецком автономном округе продолжатся.