Ласт самого северного ихтиозавра извлек из глубины веков палеонтолог Павел Безносов

Полторы сотни миллионов лет назад, в конце юрского периода, практически вся территория, которую сейчас занимает Республика Коми, была огромным теплым мелководным морем. В его водах плавали ихтиозавры, плезиозавры и прочие ныне исчезнувшие морские животные. Сейчас их окаменевшие останки разыскивают ученые. И порой их находки можно назвать научными сенсациями. Сенсацией можно назвать и находку фрагмента ласта самого северного ихтиозавра в мире. Эту окаменелость во время своей экспедиции нашел научный сотрудник лаборатории палеонтологии Института геологии КНЦ УрО РАН Павел Безносов, пишет "Республика".

– Вообще-то я занимаюсь изучением древних рыб, обитавших в морях девонского периода около 380 миллионов лет назад, – рассказал "Республике" ученый. – Но иногда вместо кистеперых и панцирных рыб попадаются значительно более "свежие" рыбоящеры – ихтиозавры из юрского периода. Впервые мне довелось столкнуться с ними в 2000 году. Тогда в юрских отложениях у села Ыб мною был найден первый фрагмент позвонка этой древней морской рептилии.

Во время летней экспедиции 2013 года в Заполярном районе Ненецкого автономного округа на берегу реки Волонги ученый вновь обнаружил окаменевшую кость ихтиозавра. Данные о новой находке были опубликованы только этой весной на страницах научного журнала "Proceedings of the Zoological Institute RAS" в коллективном труде ученых из России и Германии.

– Экспедиция, организованная ненецким краеведческим музеем, длилась почти два месяца, – вспоминает Павел. – И во время нее был собран очень интересный материал о строении долины девонской реки, уточнен возраст этих отложений. Однако хороших палеонтологических образцов удалось собрать немного, так как самый перспективный костеносный слой, обнаруженный двумя годами ранее, из-за обильных дождей оказался глубоко скрыт под водой. В последний день лета, когда все работы уже были свернуты, и наш отряд выдвинулся в сторону цивилизации, в низовье реки нам пришлось пережидать приливную волну, пришедшую со стороны Баренцева моря. Чтобы не терять времени зря, я решил обследовать береговой обрыв и попробовать собрать для музея коллекцию юрских окаменелостей. Как я и предполагал, берег здесь был усеян белемнитами, более известными как "чертовы пальцы", и различными ракушками, но мое внимание почему-то привлек с виду обычный перепачканный в грязи камень. Когда я смыл с него ледяной водой липкую и вязкую глину, понял, что держу в руках часть переднего ласта рыбоящера.

photo-76404.jpg

Затем у ученого полгода ушло только на то, чтобы извлечь кости из породы. Для этого находку пришлось замачивать в уксусной кислоте, регулярно меняя раствор. В результате удалось полностью отпрепарировать скелет плавника ихтиозавра, что позволило изучить его анатомические особенности. За консультацией пришлось обратиться к специалистам из Москвы и Саратова. Они опознали в находке ласт "глазастого ящера" – офтальмозавра. Эта разновидность ихтиозавров была распространена в юрских морях буквально всесветно. Однако на территории нашей страны это первая достоверная находка. Помимо этого, офтальмозавр с Волонги оказался самым северным в мире. Сейчас его остатки заняли почетное место в экспозиции музея Института геологии Коми научного центра.

– Возможно, что в глубине берега лежит продолжение скелета этого морского ящера, – делится своими догадками ученый. – Ведь когда мы прибыли в деревню Волонга, местные жители выстроились в очередь, чтобы показать нам свои коллекции минералов, то среди них попался и хорошо сохранившийся позвонок ихтиозавра, найденный в том же самом месте, что и наш ласт. Только вот снарядить новую экспедицию на Волонгу пока не удается. Слишком дорого стоит заброска в такие глухие места.

Часть упомянутой выше научной статьи посвящена другой находке, имеющей непосредственное отношение к нашей республике. Неполный скелет ихтиозавра был обнаружен на реке Ижме у деревни Порожск Сосногорского района еще в середине прошлого века выдающимся советским геологом и палеонтологом Владимиром Меннером. Более 70 лет эта находка хранилась в Москве в фондах Государственного геологического музея РАН имени Вернадского, пока не попала в руки студента МГУ Николая Зверькова. По характерным особенностям тот сумел распознать в ней ихтиозавра из рода артроптеригиус. Эти ихтиозавры считаются довольно редкими и прежде были известны лишь из верхнеюрских отложений арктической Канады и Аргентины. Исследователь из Москвы пришел к выводу, что представители этого рода ихтиозавров предпочитали обитать в холодных приполярных водах обоих полушарий. При этом наиболее вероятный путь их расселения должен был пролегать вдоль восточного побережья древнего Тихого океана.

Оба описанных ихтиозавра были средних размеров, около четырех-пяти метров, установил саратовский ученый Максим Архангельский. Судя по анатомическим особенностям, артроптеригиусы и офтальмозавры быстро плавали и могли быть глубоководными ныряльщиками, но мелкие и слабые зубы позволяли им охотиться лишь на мягкотелых головоногих и рыб. Вероятная скорость передвижения этих рептилий составляла около 10 км/ч.

***Юрский период – это время от 213 до 145 миллионов лет назад. Юрским этот период назван потому, что ископаемые данного возраста впервые были обнаружены в Юрских горах, расположенных на территории Швейцарии и Франции. В этот период наблюдались интенсивные перемещения тектонических плит и вулканическая активность. Появились глубокие заливы, которые отделили Африку и Австралию от Гондваны. Пролив, разделявший Африку и Америку, в дальнейшем стал Атлантическим океаном. Климат был теплым и влажным. На суше безраздельно правили динозавры. На их фоне появившиеся в то время первые млекопитающие оставались совершенно неприметными. В морях юрского периода обитали различные ящеры, среди которых были и похожие на современных дельфинов ихтиозавры. В настоящее время на территории Республики Коми отмечены четыре места