Новости Республики Коми | Комиинформ

Профессор Александр Щелкин: "Мировая социологическая мысль сегодня идет в русле творческого наследия П. Сорокина"

Профессор Александр Щелкин: "Мировая социологическая мысль сегодня идет в русле творческого наследия П. Сорокина"
Профессор Александр Щелкин: "Мировая социологическая мысль сегодня идет в русле творческого наследия П. Сорокина"
logo

21-22 августа в Сыктывкаре пройдет международная конференция "Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века" (к 125-летию со дня рождения).

Представляем вашему вниманию комментарии участников конференции, ведущих ученых-социологов, политологов, философов, историков.

Александр Щелкин, профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник РАН (г. Санкт-Петербург)

- Питирим Сорокин не просто легендарная личность. Люди такой судьбы, такой компетенции и, самое главное, такого классического, надежного, неоппортунистического, неконъюктурного склада ума являются одновременно и заразительным примером и как бы упреком для современной социологии — и отечественной, и мировой. Познание социальной реальности и неравнодушие к ее состоянию — это в настоящей, подлинной социологии вещи совместные, неразделимые. И именно эти качества несла в себе плеяда русских социальных мыслителей от А. Герцена, Б. Чичерина, М. Ковалевского, П. Сорокина, Н. Тимашева. При всем своем либерально-демократическом видении будущего России их отличало бережное, патриотическое, свободное от экстремизма отношение к России, в которой всегда присутствовало и здоровое историческое и цивилизованное начало.

Собственно в докладе, представленном на конференции, проводится простая мысль. Социологическое наследие Питирима Сорокина сегодня заиграло всеми красками актуальности и востребованности по той причине, что пришедшая на смену "гранд-теориям" большой социологии первой половины ХХ столетия мода на постмодернизм оказала медвежью услугу современной социальной мысли. Особенно неблагополучие — научное и прикладное — ощущается в теме, связанной с природой и судьбой современной цивилизации. Постмодернисты (яркий пример — Самюэль Хантингтон с его апокалипсической книгой "Конфликт цивилизаций") предлагают отказаться от четкого критерия "цивилизованности" и готовы любое сложившееся образование считать цивилизацией, даже если оно обросло или сопровождается атрибутами несовместимыми собственно с Цивилизацией с большой буквы. На иную, традиционную, классическую точку зрения они приклеивают пугающий ярлык "европоцентризма". Такие методологические установки и замыслы имеют плохое продолжение на практике. Сегодня есть немало политических режимов в Африке, на Ближнем Востоке и т.д., которые обосновывают эксцессы своей религиозно-фундаменталистской политики "самобытностью" своей "цивилизации". Можно сказать, что честь современной социологии, свободной от постмодернистского релятивизма ("Всё есть цивилизация!") спасает классика социологического жанра. Среди авторов поневоле выдвигается фигура Питирима Сорокина, который своим видением и пониманием природы цивилизации обозначает гораздо более реалистичную перспективу человеческого сообщества — "конвергенцию" лучших сторон общественного развития на Западе и на Востоке. Попробуйте положить в основу постмодернистскую "войну цивилизаций" С. Хантингтона, и вы только "удвоите" хаос. Попробуйте положить в основу "интегральную" модель П. Сорокина. Поскольку эта модель на порядок адекватнее описывает сущность цивилизационного процесса, постольку её практическая ценность в деле редукции хаоса и непредсказуемости, порождаемых т. н. "самоназванными" цивилизациями, — эта практическая ценность налицо. Мировая социологическая мысль сегодня идет в русле творческого наследия П. Сорокина. Постмодернистская ставка на "различие" и надуманную "суверенность" и игнорирование единства цивилизационного мира - это "дорога в никуда". Красноречивое резюме мы находим у другого нашего соотечественника Гр. Померанца: "Глубина каждой религии ближе к глубине других религий, чем к собственной поверхности … Я не думаю, как Шпенглер, что араб никогда не поймет китайца".

Питирим Сорокин прочно занял достойное место в пантеоне социологической классики. Но его творчество, как и всякая классика, не умещается в учебники по истории социологии. Она на передовой того реального исторического процесса, который драматично и синхронно разворачивается у нас на глазах, вовлекая профессиональное сообщество историков и социологов к участию в осмыслении происходящего. Безусловно, конференция обнаружит нетронутые залежи творческой мысли Питирима Сорокина. Что-то новое войдет в компендиум его главных идей. Но не менее важно увидеть классику всегда "работающей", всегда отвечающей на "проклятые вопросы", именуемые с давних пор "злобой дня", социологии. По моему убеждению, в этом смысле П. Сорокин неисчерпаем, и данная конференция, надеюсь, это подтвердит.