Новости Республики Коми | Комиинформ

"Университет должен стать источником научных и проектных ресурсов для развития республики" - ректор СыктГУ Марина Истиховская

"Университет должен стать источником научных и проектных ресурсов для развития республики" - ректор СыктГУ Марина Истиховская
"Университет должен стать источником научных и проектных ресурсов для развития республики" - ректор СыктГУ Марина Истиховская
logo
"Университет должен стать источником научных и проектных ресурсов для развития республики" - ректор СыктГУ Марина Истиховская
фото Юрия Кабанцева

Приемная кампания 2014 года входит в завершающую стадию: до окончания сроков подачи заявлений в вузы остается чуть больше двух недель. О ее первых итогах, особенностях и дальнейшем развитии вуза в интервью агентству "Комиинформ" рассказала ректор Сыктывкарского государственного университета Марина Истиховская.

-Марина Дмитриевна, как бы вы оценили ход нынешней приемной кампании? Есть ли какие-то особенности по сравнению с прошлыми годами?

-Начнем с того, что в этом году возросло количество поданных заявлений: на сегодня их более шести тысяч, это на полторы тысячи больше, чем на ту же дату в прошлом году. В два раза возросло количество поданных оригиналов документов.

По сравнению с прошлыми годами подано больше заявлений на заочную форму обучения, а также на магистерские программы. Это нас очень радует, поскольку возникло понимание, что такое магистратура и какие возможности она открывает.

Большой интерес традиционно вызывают такие направления, как юриспруденция, экономика, менеджмент. В этом году мы увидели повышенный интерес к педагогическому образованию. Я не могу сказать, что это бум, но если сравнивать с тем, что было раньше, перемены действительно есть. И эти тенденции нас очень радуют.

-С чем вы связываете рост интереса абитуриентов именно к СыктГУ?

- В первую очередь – с первыми итогами реорганизации. Жители республики поддержали объединение вузов, понимая, что результатом станет повышение качества образования. Во-вторых, мы серьезно изменили подходы к профориентационной работе, что также сказалось на выборе абитуриентов и их родителей.

-Если говорить о территориальной принадлежности абитуриентов, кого среди них больше – сыктывкарцев или все же преобладают жители других городов и районов?

-В этом году мы зафиксировали повышенный интерес среди приезжих абитуриентов. 60% абитуриентов – жители сельской местности или других городов Коми, помимо Сыктывкара. К нам активно стали обращаться Воркута, Инта, Печора – в прошлые годы в университете обучалось не так уж много студентов из этих городов. Традиционно 10-12% составляют абитуриенты, приехавшие из-за пределов Коми, в основном, Архангельской и Вологодской областей. 16 пунктов приема документов работали на территории Коми, три – в Архангельской и Вологодской областях, проводится работа выездных приемных в Казахстане и Киргизии. Наиболее успешно в этом году прием документов идет в Киргизии. Более того, университет впервые ведёт полный цикл приёма в электронном виде и предоставляет возможность получения электронной цифровой подписи и прохождения вступительных испытаний

-Вы сказали, что в этом году возрос интерес к педагогическим специальностям. Как вы считаете, с чем это связано?

-Это связано с тем, что сегодня в школе стало работать комфортнее. Несколько лет назад по инициативе Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера был принят комплекс мер государственной поддержки педагогов на уровне республики. Это и строительство новых школ, и оснащение их современным оборудованием. Безусловно, повлияло и выполнение республикой "майских указов" Президента России в части повышения уровня зарплат педагогам.

Раньше выпускники не стремились работать в школе. Получив дипломы, большинство шло искать другую работу. Сегодня мы видим совершенно противоположную картину: в прошлом году 83% выпускников КГПИ ушли работать в школу, это очень высокий показатель.

KBV_8910.jpg

-Планируется ли что-то менять в подготовке будущих педагогов?

-Смыслом реорганизации было не само объединение, а повышение качества подготовки, в том числе и будущих педагогов. Я говорю не только о тех, кто учится на педагогических специальностях, но и о тех, кто учится на академических направлениях и в дальнейшем готов пойти работать в школу. Это касается классических программ по химии, биологии, филологии и т.д.

Безусловно, наша лабораторная база сильнее, чем у пединститута, мы можем усилить предметную подготовку. При этом профессорско-преподавательский состав института поможет дать более серьезные педагогические навыки тем, кто обучается на классических направлениях, чтобы объединение имело синергетический эффект. во многих академических направлениях, например физкультура предусматриваются педагогические компетенции преподавателя и тренера)

-Совсем недавно у вас открылся медицинский институт. Как идет набор?

-Медицинский институт в 2014 году выделен в самостоятельное структурное подразделение. Напомню, что в прошлом году мы открыли только одну медицинскую кафедру на базе Института естественных наук, а для того, чтобы обеспечить ведение образовательной программы второго курса, появилась необходимость открытия еще двух кафедр. На их базе был создан медицинский институт, его директором назначен кандидат медицинских наук Андрей Владимирович Ефимов, имеющий большой практический опыт менеджмента в отрасли здравоохранения. Мы привлекаем кадры, которые знают, как эффективно выстроить учебный процесс в расчете на расширение деятельности института. Далее планируем получить лицензии еще на несколько образовательных программ, которые позволят нам расширить спектр направлений подготовки.

-Какие это направления?

-Это медицинские биотехнологии и педиатрия – очень перспективные и востребованные направления, являющиеся для нас стратегическими. Но это не все, что мы хотели бы реализовать в рамках медицинского института, – в будущем нам очень интересны фармакология и стоматология. Естественно, это произойдет не за один год, но такие ориентиры мы для себя выстраиваем.

-А много ли желающих получить медицинское образование в СыктГУ?

-Конкурс на медицинские специальности хороший. Министерство здравоохранения республики, главные врачи активно работали с абитуриентами. Направления, выданные лечебными учреждениями, являются основанием для участия в конкурсе для поступающих на "лечебное дело" и на обучение за счет средств республиканского бюджета.

Сегодня подано уже более сотни заявлений, часть из них – по направлениям. Но мы будем рады, если вкладывать средства в подготовку медицинских кадров будет не только республика. В прошлом году Усть-Куломская центральная районная больница направила на обучение в университет за счет собственных средств студента, который по окончании вуза приедет к ним на работу. По-моему, это прекрасный пример решения кадровой проблемы. Мы будем только рады, если лечебные учреждения республики примут решение готовить врачей за счет средств своего бюджета.

К нам поступают и ребята, которые хотят обучаться за свой счет по контракту. Возможна также оплата за обучение из нескольких источников – расходы могут взять на себя совместно родители абитуриента и лечебное учреждение. Закон об образовании позволяет вносить часть платы абитуриенту, а часть – работодателю.

KBV_8877.jpg

-Расскажите о целевом приеме, в этом году количество целевиков значительно возросло.

-Закон "Об образовании" позволяет нам проводить целевой прием в соответствии с выделенной Министерством образования и науки РФ квотой. На целевые места можно поступить по направлению от органов государственной и муниципальной власти, а также от государственных и муниципальных предприятий.

В этой связи мы провели серьезную работу, востребованными оказались все направления подготовки, особенно много целевых мест выделено на педагогическое направление. Ведь очень важен не только сам факт обучения, но и закрепление студента за конкретным работодателем, который впоследствии обязуется его трудоустроить.

-Что предпринимается университетом, чтобы сделать выпускников более конкурентоспособными и интересными для работодателей?

-Вузам важно готовить специалистов, знания и компетенции которых удовлетворяли бы работодателя. Работодатель как минимум должен сказать, каким он хочет видеть выпускника. Сегодня в законе "Об образовании" заложены нормы, которые регламентируют взаимодействие вуза с работодателем. Это, в частности, согласование рабочих программ, планов, организация практики студентов, которая должна быть не формальной, а действенной, создание современных совместных лабораторий с работодателями и базовых кафедр как образовательных подразделений вуза на предприятиях . Здесь многое зависит от того, как к практике относится сам работодатель – поставит ли он просто печать на выполнении задания либо действительно на практике этого студента чему-то научит. Мы вступаем в контакт с работодателями, которые готовы с нами сотрудничать. Сегодня таких партнеров у нас более трехсот. Мы отслеживаем качество прохождения практики, если оно нас не устраивает, то такому работодателю мы больше студентов не направляем.

-Много ли студентов, получивших работу на предприятии, на котором проходили практику?

-Очень много. Мы стремимся поменять отношение работодателя к практике и показать, что она может помочь понять, что это за студент, какова его личная мотивация, какими профессиональными качествами он уже обладает. Когда студент заканчивает вуз и наряду с другими приходит устраиваться на работу, догадайтесь, кого, скорее всего, возьмет работодатель? Того, кого он знает, или человека, которого он видит впервые? Студенты, например института точных наук и других институтов в процессе обучения привлекаются к выполнению научно - исследовательских работ по заказам предприятий, поэтому к моменту выпуска трудоустраиваются для внедрения и сопровождения разработок .

KBV_8899.jpg

-Какие ваши самые крупные партнеры в этом отношении?

-Например, Коми отделение Сбербанка России, совместно с которым мы открыли кафедру. Сегодня сотрудники отделения ведут образовательный процесс прикладного, практического блока. Это даже не практика, а участие непосредственно в учебном процессе.

Кроме того, совместно с "Росгосстрахом" открыта кафедра страхового дела, кафедра банка ВТБ24, управляющий Сыктывкарским офисом Максим Липатников сам выходит в аудиторию.

Существует стратегический договор о партнерстве между университетом и Комитетом информатизации РК, в рамках которого реализуется совместный проект по созданию IT -парка в республике. В университете это направление ведет Институт точных наук и информационных технологий и его директор Владимир Миронов. Наши студенты участвуют в выполнении заказов комитета, получая при этом хорошие навыки.

Есть много примеров успешных проектов наших выпускников. Например, Игорь Виноградов – один из разработчиков приложения "Рамблер. Касса", Семен Рожков получил награду Google Security Reward, присуждаемую за достижения в сфере безопасности, и вошел в список участников зала славы безопасности Google. Этот список можно продолжать.

Кроме того, мы договорились о создании кафедры с государственным учреждением "Центр правового обеспечения", которое сегодня обеспечивает все правовое сопровождение органов власти республики. Его директор Николай Сухоруков, сотрудники центра также будут участниками образовательного процесса, будут работать в аудитории, проводить практические занятия. Таких примеров взаимодействия много.

KBV_8878.jpg

-Что касается Института естественных наук, как складывается взаимодействие с потенциальными работодателями?

-Для университета все направления подготовки важны, но два из них являются основными с точки зрения развития науки и экономики - это естественно-научное направление и информационные технологии.

Сегодня в Институте естественных наук мы готовим геологов, химиков, биологов и экологов. Университет получил лицензию на направление "Биотехнология". Развитие биотехнологий входит в число приоритетов стратегии развития республики. В этом году открыт набор на магистерскую программу "Биотехнология: клеточная инженерия и экологическая биотехнология", ведется прием на контрактную подготовку по льготной цене. А на 2015 год уже выделено 12 бюджетных мест.

Университет активно взаимодействует с Коми научным центром УрО РАН. Например, кафедру геологии возглавляет председатель президиума КНЦ Асхаб Асхабов. Вы можете представить себе уровень подготовки студентов, если им преподает член-корреспондент РАН.

Кафедру экологии возглавляет доктор биологических наук Алексей Москалев – ведущий российский ученый в области генетики продолжительности жизни и старения, заведующий лабораторией молекулярной радиобиологии и геронтологии Института биологии Коми НЦ УрО РАН и лабораторией генетики продолжительности жизни и старения в Московском физико-техническом институте. В общем, с нами работает вся научная интеллигенция республики. К сожалению, рамки интервью не позволяют назвать всех уважаемых коллег из Коми научного центра, которые считают важным для себя работать со студентами.

KBV_8888.jpg

-Подводя итог, как вы считаете, каковы следующие шаги в развитии университета?

-Университет завершил реорганизационные мероприятия, сегодня полностью сформирована образовательная структура. Следующий шаг, который университету нужно сделать, - доформировать и укрепить научную и инновационную инфраструктуру в соответствии с требованиями времени. Задача очень серьезная, но ее решение позволит нам выйти на новый качественный уровень ведения научной деятельности и подготовки кадров, и для нас очень важно обеспечить участие студентов в научных проектах.

Мы будем стремиться к тому, чтобы вокруг университета начали появляться инновационные предприятия, которые будут воплощать в жизни те или иные научные достижения и будут влиять на развитие экономики и социальной сферы нашего региона. В итоге университет может и должен стать источником научных и проектных ресурсов для развития республики.